В 2015 году кризис на рынке строительной техники и оборудования, вызванный целым рядом политико-экономических событий, продолжился. Несмотря на то, что импортные показатели абсолютного большинства позиций значительно сократились, объемы российского производства машин так же не показали хороших результатов. Достаточно сильно «просел» по итогам первых 9 месяцев 2015 года и рынок подъемной техники. Свое первое интервью для портала Мир Машин дал Сергей Незнамов, менеджер по продажам Россия/СНГ ООО «Манитовок Крэйн Груп СНГ», которое является представительством компании Manitowoc в России и других странах СНГ. Manitowoc является производителем кранов GROVE, NATIONAL CRANE, POTAIN, MANITOWOC.
— Конечно же, главной темой разговора будет ситуация, которая сложилась вокруг рынка строительной техники и рынка подъемной техники, как ее части. Хотелось бы узнать, насколько текущий кризис принципиально отличается для Вашей компании от предыдущих?
— В период прошлого кризиса 2008-2010 годов российскому представительству компании удавалось сохранить прибыльность за счет участия в крупных государственных инфраструктурных и энергетических проектах, а также в проектах с большой долей прямых иностранных инвестиций. В настоящее время наблюдается значительный отток иностранных инвесторов из российского бизнеса. Кроме того, из-за санкций ограничен доступ к зарубежному финансированию, что сказывается на количестве и бюджете крупных проектов и, как следствие, на спросе на грузоподъемную технику премиум-класса. По этой причине, для реализации крупных федеральных проектов, как, например, возведение стадионов для чемпионата мира по футболу 2018 (где наша компания также участвует), активно привлекаются отечественные башенные краны, либо продукция китайских производителей, что было редкостью в период прошлого кризиса.
— В условиях падения спроса, какие меры предпринимает Ваша компания, чтобы с минимальными потерями преодолеть сложившуюся ситуацию?
— Основное – сокращение издержек, оптимизация расходов с учетом спроса и загруженности персонала. Помимо этого приходится брать на себя валютные риски клиентов и предлагать технику в рублях, а также быть более гибкими в условиях оплаты.
— Как изменилось поведение покупателей в кризис? Какие факторы являются решающими для приобретения техники?
— Для покупателя как никогда становится важна, прежде всего, стоимость техники. Все чаще потенциальные покупатели откладывают приобретение новых кранов, рассматривая взамен бывшие в эксплуатации машины, либо продлевая срок эксплуатации имеющегося оборудования. В результате в 2015 году спрос на башенные краны в стране упал в 4-5 раз по сравнению с прошлым годом. Спрос на продукцию отечественного производства в 2015 году уже заметно превысил спрос на новую импортную технику, а ведь еще в прошлом 2014 году спрос на импортные краны был чуть ли не вдвое выше, чем на отечественные. И основная причина здесь – стоимость техники, ведь с нынешним курсом рубля по отношению к доллару и евро ведущим мировым краностроительным компаниям тягаться с отечественным производителем становится не под силу.
— Насколько долго, по-Вашему мнению, может продлиться текущий кризис?
— Для России одна из основных причин кризиса – низкие цены на углеводороды. Предположу, что через год-два эти цены все же пойдут вверх (хотя бы по причине того, что спрос на них есть всегда и со временем будет только расти, а предложение все же ограничено и будет сокращаться, т.к. идет снижение инвестиций в геологоразведку и производство), благодаря этому появится финансирование для новых проектов, и мы к этому времени сможем вернуться к показателям 2011-2012 годов.
— Что на Ваш взгляд затрудняет развитие рынка подъемной техники в России?
— В условиях Российской действительности, с ее непредсказуемостью, очень сложно ориентироваться на долгосрочную перспективу, а в кризис тем более. Это одна из основных причин, почему бизнес в России не готов инвестировать в высококачественную грузоподъемную технику, которая исправно служит долгие годы и является высокорентабельной как раз в долгосрочном периоде.
— Расскажите о Ваших новинках, чем Вы собираетесь удивить клиентов в 2016 году?
— В следующем 2016 году у нас ожидается появление сразу девяти новых моделей кранов безоголовочной серии MDT, которые будут оснащены системой контроля кранов Crane Control System (CCS). Данная система обеспечивает крану высочайший в отрасли уровень безопасности, улучшает эргономические показатели, оптимизирует производительность и упрощает сервисное обслуживание. Как пример, если ранее на пуско-наладку крана приходилось затрачивать порядка 2 и более часов, то с существующей системой эта процедура займет не более 15 минут, при том, что все действия осуществляются наладчиком не выходя из кабины крана. Помимо существенной экономии времени это позволяет значительно повысить безопасность выполнения работ.
Одной из важных характеристик системы CCS также является интегрированная программа диагностики и технического обслуживания, которая также может быть доступна через интернет в удаленном режиме. Новые модели кранов будут иметь улучшенные диаграммы грузоподъемности при работе в стандартном режиме, а кроме этого появляется возможность работать в специальном режиме “Potain Plus”, где грузоподъемность становится еще выше. Особенностью новых моделей также является то, что клиенту представлены результаты работы, включающей в себя глубокий анализ грузовысотных характеристик буквально для каждого метра стрелы в сочетании с каждым метром высоты башни крана. Другими словами, если имеется возможность при определенной длине стрелы получить от крана улучшенные характеристики по высоте свободного стояния или по количеству блоков пригруза опорной рамы, то эта информация теперь доступна для клиента, то есть он теперь получает от крана по максимуму без ущерба для механизмов, металлоконструкций крана и без какого-либо ускоренного износа. Ведь бывают случаи, когда несколько метров дополнительной высоты подъема крюка крана являются решающими при выборе крана для строительного объекта, а возможность установить кран с меньшим числом блоков пригруза дает существенную экономию при доставке крана на объект и обратно. Поэтому с уверенностью можно сказать, что новинки 2016 года от Potain станут еще более рентабельными, чем существующие модели.